Правда или нет? 1 ГБ ОЗУ — слишком мало

ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ

Час читання: 8 хв.

Сегодня многие производители, а вслед за ними и пользователи, руководствуются принципом: «Чем больше ОЗУ — тем лучше». Поэтому на рынке уже появляются смартфоны с 6 и 8 ГБ «оперативки», имеют высокий спрос и заставляют забыть, что когда-то и 1 ГБ был шиком. Существует мнение, что сегодня устройство с таким количеством памяти будет работать слишком медленно и не сможет параллельно выполнять несколько серьёзных задач. На нашем форуме даже развернулась небольшая баталия на эту тему. Где же правда? Мы взяли смартфон начального уровня с 1 ГБ ОЗУ и разобрались в вопросе.

Реклама

Принцип работы ОЗУ в смартфонах

Нет необходимости изображать Капитана Очевидность и объяснять, что такое оперативная память и для чего она нужна. Но сказать пару слов об особенностях её использования мобильным программным обеспечением всё же стоит, поскольку для смартфонов соответствующие алгоритмы были существенно доработаны. Сейчас эти адаптации позволяют флагманам корректно работать с большим количеством приложений, имея 3 или даже 2 ГБ ОЗУ на борту, хотя некоторые производители умудряются вставить в свои устройства 6, а то и все 8 ГБ. Первым же Android-смартфонам с 512 МБ ОЗУ в лучшем случае (первый iPhone и вовсе имел 128 МБ) она была жизненно необходима.

Главный принцип работы «мобильной» ОЗУ прост: когда запущенные приложения заполняют оперативку, система начинает принудительно выгружать их из памяти, то есть попросту «отключает». Что это означает для пользователя, мы писали в статье про необходимость ручного завершения работы приложений. В самом простом варианте выгружаются приложения, которые были запущены пользователем раньше всего. Более продвинутые алгоритмы анализируют активность юзера в тех или иных приложениях и отключают, например, используемые реже всего. В какой момент это происходит?

Для ответа на этот вопрос разберёмся с тем, как распределяется память в смартфоне. Часть ОЗУ постоянно используется ОС и системными службами — они выгружаются только при отключении устройства.

Ещё часть — пользовательскими приложениями: мессенджерами, плеерами, свёрнутыми играми и так далее. Наконец, 10-15% от общего объёма памяти остаются свободными, но зарезервированы для быстрого запуска приложений. Если с учётом этих трёх пунктов остаётся свободная память, то при запуске новых приложений старые закрываться не будут, если же нет — соответственно, кем-то придётся жертвовать.

 

Условный пример распределения ОЗУ в смартфоне

Пришло время разобраться, хватит ли 1 ГБ ОЗУ для корректной работы современных мобильных ОС и программ при их возросшей требовательности к ресурсам. Берём соответствующий смартфон — Jinga Fresh 4G — и по полной загружаем его стандартными задачами.

 

Перед тестированием в каждом сценарии принудительно очищаем память по максимуму. Отмечаем, что системные сервисы занимают чуть меньше 600 МБ ОЗУ.

 

Интернет-сёрфинг

Два вопроса, которые интересуют нас в данном блоке тестирования, — быстродействие и количество вкладок, которые доступны из ОЗУ (кэш обнулён перед запуском). В качестве подопытного выбираем самый популярный мобильный браузер — Google Chrome.

Субъективно, загрузка страниц с небольшим количеством данных вроде поисковых систем или главной 4PDA занимает столько же времени, сколько в среднем на любом другом устройстве. А вот на загрузку сайтов с кучей фото и видео ушло значительно больше времени. Всего удалось открыть семь различных вкладок, и только восьмая страничка «выбила» одну из предшественниц из памяти.

 

На диаграмме системного монитора мы видим, что при запуске браузер забрал примерно 100 МБ памяти при первой загрузке, начальных настройках и синхронизации с аккаунтом. В пике было занято приблизительно 710 МБ, то есть «Хрому» потребовалось около 150 МБ на семь разнообъёмных вкладок. Остальные мегабайты остались нетронутыми — именно их система зарезервировала под свои нужды.

 

Общение: мессенджеры и соцсети

Для данного блока были установлены пять наиболее популярных приложений: Facebook с клиентом Messenger, «ВКонтакте», Telegram и WhatsApp. Первый запуск тяжелее всего дался FB и ВК: они долго подгружали данные при первой загрузке и подключении к аккаунтам. Остальные приложения загружались чуть медленнее среднего показателя, но в целом ждать себя не заставили.

 

На графике виден резкий провал — это единственный раз, когда из всех одновременно запущенных приложений одно было выгружено. «Пострадал» самый требовательный клиент — Facebook, он снова загрузился на главной странице, тогда как до этого в нём был открыт довольно объёмный по количеству информации пост. В среднем было занято в районе 670-680 МБ ОЗУ, то есть при желании можно запустить ещё какое-нибудь легковесное приложение типа музыкального плеера без риска вновь искать открытый ранее пост или чат.

 

Игры

Как правило, мобильные игры резервируют ОЗУ для собственных нужд при запуске и загрузке ресурсов. Если на это «оперативки» хватило, дальше дело за процессором и графическим ускорителем: вся нужная память уже задействована и занята игрой. Для понимания, на что способен смартфон с 1 ГБ ОЗУ, были выбраны весьма требовательные к ресурсам тайтлы: Modern Combat 5, Injustice 2 и Asphalt 8.

 

Наличие скриншотов намекает на то, что все они запустились. Загрузка каждой игры долгая (в случае Injstice 2 — очень долгая), а играть сложно из-за тормозов. Впрочем, они далеко не такие сильные, как можно ожидать, но, опять-таки, это заслуга ЦП. Отследить загрузку ОЗУ вышло только в Modern Combat 5: график показывает до 750 МБ в пике. Остальные игры банально «выбили» системный монитор, что говорит об использовании всех возможных ресурсов памяти — что угодно ради удовольствия геймера.

ОС отдала часть зарезервированной памяти для запуска Modern Combat 5 и, очевидно, всю память — для запуска остальных игр, после чего приложения оставили их за собой. Об этом говорит и тот факт, что Modern Combat 5 — единственный из трёх тайтлов, который после перехода на рабочий стол, запуска соцсети и мессенджера и возвращения обратно не стал загружаться с нуля, а позволил продолжить игру.

 

Музыка и видео

Смартфон часто используется как небольшой мультимедийный центр, а фоновая музыка, кажется, регулярно играет у каждого второго пользователя. Так что для очередного этапа тестирования запускаем по очереди плеер Google Play Music и YouTube. И то и другое загрузилось без каких-либо проблем и заметных подвисаний, но доступная пользователю память почти закончилась: показатель перевалил за 700 МБ.

40 МБ потребовалось для запуска музыки, но затем бОльшая часть была возвращена системе: для фонового воспроизведения хватило примерно 10 МБ. YouTube, в свою очередь, «съел» свыше сотни мегабайт памяти при запуске, а вернул системе после этого примерно те же 30 МБ.

Возвращаемся на рабочий стол, не очищая память, включаем музыку через лёгкий плеер AIMP и отправляемся немного посёрфить в интернете. Доступная пользователю память подходит к концу, но приложения не выгружаются, переключение между ними происходит без потери актуальной информации. Пять вкладок Chrome, оба плеера и YouTube с трудом, но держатся в оперативной памяти.

 

 

Расширение постоянной памяти

Прямой связи между количеством ОЗУ и ПЗУ нет, но всё-таки на мобильном рынке прослеживается тенденция: количество постоянной флеш-памяти прямо пропорционально количеству оперативной. Поэтому если в устройстве установлен всего 1 ГБ ОЗУ, физического места под приложения скорее всего в нём тоже будет немного. В нашем случае это всего 4 ГБ, из которых доступно 3,75 ГБ. Тестовые приложения (за исключением игр) заняли около 500 МБ, а вместе с предустановленными — больше 1 ГБ.

Поэтому особенно ценной является функция форматирования карты micro-SD как внутренней памяти, которая появилась в Android 6.0 Marshmallow. Чтобы это сделать, нужно вставить карточку в гнездо и при первой настройке выбрать соответствующий пункт.

Впрочем, есть менее радикальный способ: использовать карту как внешний накопитель, но перенести на неё некоторые приложения. С какими-то сделать этого не получится, в ряде случаев можно перенести только часть данных (например, карты города для офлайн-доступа). Чтобы приложения устанавливались на карту памяти, в меню настроек «Хранилище и USB-накопители» нужно выбрать соответствующий диск для записи по умолчанию. А перенести уже установленные приложения можно с помощью сторонних утилит, например, AppMgr III.

 

 

Выводы

Вопреки ожиданиям скептиков, 1 ГБ оперативной памяти вполне хватает для любых повседневных задач, будь то общение в соцсетях, просмотр фильмов или игры. Чтобы в этом убедиться, мы установили весьма требовательный браузер Google Chrome, клиенты соцсетей Facebook и «ВКонтакте», «общалки» FB Messenger, Telegram и Whatsapp, фоном запускали музыку в Google Play Music или AIMP, смотрели видео в клиенте YouTube, а также поиграли в Modern Combat 5, Injustice 2 и Asphalt 8.

Конечно, имея всего 1 ГБ ОЗУ, приходится идти на уступки: открыть одновременно сто вкладок в браузере не получится, запустить фоном что-либо параллельно игре — тоже, ленту соцсети скорее всего придётся листать с самого начала. С другой стороны, если приложения не висят в фоне, они не потребляют энергию, и заряда АКБ хватит на дольше. В тяжёлые игры тоже особо не поиграешь из-за тормозов, вызванных слабым процессором — в смартфоны с 1 ГБ ОЗУ другие не ставят. И нехватка флеш-памяти обязывает наиболее «весомые» приложения переносить на SD-карту.

С другой стороны, глупо требовать флагманских функций от смартфона, который таковым не является и создан по принципу «дёшево и сердито». Jinga Fresh 4G яркий тому пример — с главными задачами справляется, и делает это хорошо. А что ещё нужно от смартфона?

Источник: 4PDA

Реклама

Вас також можуть зацікавити новини:

Не пропустіть

СВІЖІ НОВИНИ