Кто сказал, что консоли для игр, а компьютеры — для работы? Неправда: 2017-й задал жару миллионам видеокарт по всему миру. Изрубленные катаной роботы в NieR: Automata уже поросли травой, хрупкая девушка Сенуа победила всех, кроме себя самой, а из локаций, где Би-Джей стрелял в нацистов, выветрило пороховые газы. Самое время подвести итоги и вспомнить наиболее яркие впечатления года. Если же вы что-то пропустили — никогда не поздно наверстать упущенное. Уж мы-то подбросим вам несколько идей для рождественских каникул.
Разумеется, мы не претендуем на истину в последней инстанции, называя лучших из лучших. Когда речь об искусстве, пускай и интерактивном, сложно говорить о полной объективности оценок. Поэтому мы поступили подобно героям «12 разгневанных мужчин»: целый месяц провели в жарких редакционных спорах по поводу номинантов, пока не выработали чёткие критерии и алгоритмы для победы в каждой категории.
Лучший приключенческий экшен
Этот формат не так развит на PC, как на консолях, поэтому представлен в основном кроссплатформой и портированными играми — такими как Nioh или Bayonetta. Обе объединены темой борьбы с демонами и по-своему хороши. Но однозначный фаворит года — Prey, научно-фантастический боевик с аллюзиями на «Шоу Трумана» и «Чужого», книги Филипа Дика и Клиффорда Саймака. Произведение студии Arkane идеально соблюдает баланс: оно в меру старомодно, заставляет шевелить извилинами и в то же время треплет нервы битвами против коварных инопланетян.
Лучший приключенческий экшен в открытом мире
Тут выбор на все лады. Хотите напряжённых прогулок по городу, который провалился в ад, наполнился монстрами и служит экспозицией работ садиста-сюрреалиста? Вот The Evil Within 2. Желаете сражаться с роботами среди безжизненных руин и глазеть в перерывах на очаровательных гиноидов? Вам нужна NieR: Automata. Тянет рубить фэнтезийных орков — добро пожаловать в Middle-Earth: Shadow of War. Но высший пилотаж показала компания Ubisoft в Assassin’s Creed Origins. Детально воссозданный Египет эпохи Птолемеев, харизматичный герой и возможность вскарабкаться на верхушку пирамиды Хеопса — что ещё нужно для счастья?
Лучший шутер от первого лица
Чем 2017-й оказался беден, так это качественными шутерами. Поэтому определиться с победителем не так уж сложно. Call of Duty: WWII придётся отказать в пьедестале почёта по причине надоевшей высадки в Нормандии, куда разработчики не внесли ничего нового, кроме улучшенной графики. Destiny 2, которую так ждали владельцы компьютеров, не произвела фурора. Так что победа достаётся Wolfenstein II: The New Colossus — шутеру, который проходишь стиснув зубы и выпучив глаза.
Лучший хоррор
Делать людям страшно при помощи виртуальных образов — большое искусство. И, к счастью, его постигли не только продавцы лутбоксов. Prey заставляет шарахаться от обычных кружек, Outlast II повергает в шок сценами насилия и мракобесия, а киберпанковая Observer давит на психику, вкладывая одну реальность в другую, будто матрёшку. Но даже на таком шикарном фоне Resident Evil 7 выделяется особенно ярко. Сериал вернулся к корням, порядком нагнал жути и, несмотря на многочисленные цитаты из классических фильмов ужасов, сохранил свою индивидуальность.
Лучшая приключенческая игра
В хорошем приключении всё работает не так, как в жизни: здесь чем дальше пошлют, тем интереснее. Буквально у чёрта на куличках оказалась хрупкая героиня Little Nightmares — мрачной сказки о дрейфующей невесть где барже с пассажирами-обжорами. What Remains of Edith Finch отправляет и того дальше — в прошлое американской семьи со всеми её тараканами в головах и скелетами в шкафах. Впрочем, самое будоражащее путешествие сквозь воду, огонь и медные трубы выпало на долю пиктской девушки по имени Сенуа. Инди-долгострой Hellblade: Senua’s Sacrifice излагает камерную историю большой трагедии, ловко переплетая личное с летописным.
Лучшая ролевая игра
Жизнь прожить — не поле перейти. Эту мысль в картинках и красках раскрывает и серьёзная до смешного ELEX, и смешная до серьёзности South Park: The Fractured But Whole. Но сказать новое слово в жанре RPG не удалось ни той, ни другой. Авторы Torment: Tides of Numenera с тем же результатом ударились в некромантию, создав визуальную и смысловую наследницу Planescape. А может, стоило очистить классику от нафталина и добавить к ней несколько современных идей, включая полную свободу действий и отыгрыш роли в мультиплеере? Именно так поступили разработчики Divinity: Original Sin 2 — и не прогадали.
Лучшая стратегия
Определить победителя в этом жанре особенно сложно, поскольку всё зависит от вкусов и темперамента игрока. Если привлекает глобальное развитие, столкновение империй и неторопливый темп с обдумыванием каждого хода, вы, естественно, выберете фэнтезийную Total War: Warhammer II или космическую Endless Space 2. Уважаете классику — наверняка приняли ремастер StarCraft как родной. А любите решать на лету и воображать себя лихим тактиком — обрадовались недавней SpellForce 3. Ей-то, как современному гимну RTS с ролевыми элементами, мы и присвоили первое место.
Лучший симулятор
Катать прицеп с навозом на тракторе или бутылки с молоком на грузовике безумно увлекательно, но Farming Simulator и Truck Simulator занимают свои ниши не первый год. А как же новые имена? С ними похожая проблема — они эксплуатируют механики, существующие в жанре симуляторов не первый год. Так произошло с Long Dark — мрачной, со вкусом оформленной, но всё-таки очередной «выживалкой». А вот что действительно вызывает свежие эмоции, так это Reigns: Her Majesty с её простотой и непредсказуемостью.
Лучшая гоночная игра
Ездовой жанр нас баловал, баловал — и избаловал. Там графика недокручена, здесь физика хромает, с режимами вообще беда. Индустрия реагирует на претензии соответственно: если в 2016-м с гонками всё было более-менее, то нынче владельцам компьютеров и выбрать-то не из чего. Вернее, варианты есть — и красивая Project CARS 2, и по-раллийному зубодробительная DiRT 4, и многогранная Forza Motorsport 7. Последняя, на наш взгляд, и опережает конкурентов за счёт графики, большого количества машин и того факта, что это первая полноценная спортивная Forza на PC.
Лучший файтинг
Ярче других в этом формате выступила For Honor, где викинги, самураи и рыцари сражаются за… сражаются, чтобы… да просто так они дерутся, чего уж там. Оригинально, красиво, эпично, надолго запоминается — сюда бы больше интересных идей, карт, режимов и заплаток для сетевого кода. Tekken 7, наоборот, пытается снабдить персонажей железными мотивами, но мелодрама о семье Мисима работает так себе. Зато сам процесс мордобития по-прежнему увлекателен. Кому удалось найти баланс между повествованием, кунг-фу и творящимся на экране безумием, так это авторам Injustice 2 из NetherRealm. Они блестяще справились и с доступностью механик, и с сюжетом о героях вселенной DC.
Лучшая спортивная игра
Вынесем за скобки вечное противостояние FIFA и PES. Оба сериала по-своему хороши, и как распределить между ними второе и третье место, пусть решают уважаемые комментаторы. Что то футбол, что это футбол — вот это оба футбола такие, что победителем становится Pyre. Взяв за основу спортивную тему, авторы Bastion и Transistor сумели обернуть её в оригинальный геймплей, а заодно порадовать традиционно красочным стилем. Причём, заметьте, без лутбоксов — большая редкость в наши дни.
Лучшая графика
Душа душой, но встречают всё равно по одёжке. Это понимают даже независимые разработчики — сотрудники Ninja Theory вложили немало сил в красоту мира и персонажей Hellblade: Senua’s Sacrifice. В результате получилась картинка такого уровня, какой не по зубам многим акулам игровой индустрии. Выдающиеся красоты в 2017-м продемонстрировали и Wolfenstein II: The New Colossus, и Resident Evil 7 — в основном, благодаря текстурам и модели освещения. Но отдадим должное шутеру Star Wars: Battlefront II: при всех недостатках игры, её техническая часть и графика достойны восхищения.
Лучший художественный дизайн
Красота спасает не только реальный мир, но и виртуальный. Стали ли бы мы говорить о Rock of Ages II: Bigger & Boulder, не будь там искусной стилизации под заставки Терри Гиллиама для «Монти Пайтона», и разве вспомнили бы Observer без киберпанка в восточноевропейском антураже? А Cuphead без отрисованных вручную сцен и персонажей, стилизованных под мультипликацию первой половины XX века, была бы просто хардкором ради хардкора. Но стала эстетическим прорывом, из-за которого ей, собственно, и присуждается первенство.
Лучший звук и музыкальное сопровождение
В эпоху самоценных саундтреков сложно выбрать лучший. Разве не достойна первого места работа с объёмным звуком в Hellblade: Senua’s Sacrifice? А композиции Мика Гордона в Prey и Wolfenstein II: The New Colossus, идеально дополняющие атмосферу обеих игр? Но если всё-таки называть победителя, то пусть им будет Кэйити Окабе — человек, сочинивший великолепную (иначе не скажешь) музыку для NieR: Automata. Его симфонии сочетают в себе и меланхолию, и боевой дух.
Лучшие сюжет и атмосфера
Если разработчики 90-х смотрели на сценарии в играх как на безделицу, то теперь всё точно наоборот. Причём стал важен не только сюжет, но и его подача — самым смелым экспериментом на этом поприще стала NieR: Automata, которая продолжает сыпать резкими поворотами даже через десять часов после раскрытия главной тайны. Danganronpa V3, даром что выглядит анимешной ерундой, постоянно играет с ожиданиями игрока, а Hellblade, при всей серьёзности, внушает частичку безумия. Впрочем, наиболее крутую интригу с твистами и проработкой деталей создали авторы Prey — ей-то мы и отдаём первое место.
Лучший открытый мир
Свобода передвижений стала тем минимумом, который мы ждём от добротного развлечения — будь то экшен, RPG или даже симулятор ходьбы. Но метод создания открытого мира у каждого разработчика свой. Йоко Таро, ответственный за NieR: Automata, отделался эскизом: здесь остов автобуса, там — абсолютно пустой небоскрёб, а вот пустыня с обломками стен. Авторы Assassin’s Creed Origins постарались вдохнуть во вселенную эллинистического боевика жизнь — вышло невероятно красиво и достоверно, но многие локации не пройти из-за ограничений по уровню. Лучше всего с задачей сотворения и наполнения справились сотрудники Piranha Bytes: ELEX не во всём идеальна, но в том, что касается открытого мира, — чертовски хороша.
Лучший мультиплеер
Теперь вопрос: что в этой рубрике делает Divinity: Original Sin 2? В ней же всего лишь кооператив на четверых. Да, но какой! Возможность действовать самостоятельно и пережить с друзьями эпическое приключение дорогого стоит. И раз уж мы принялись рвать шаблоны, доведём это дело до конца — поставим на первое место Fortnite, а не PlayerUnknown’s Battlegrounds. Оба экшена идейно пересекаются (включая режим «королевской битвы») и работают на одном движке, однако PUBG предлагает куда меньше творчества и, несмотря на мариновку в раннем доступе, остаётся сырым.
Лучшее дополнение
Для одних деятелей индустрии DLC — повод срубить ещё немного денег, а для других — способ дать геймерам ещё немного удовольствия. Или даже много, как в случае с XCOM 2: War of the Chosen — студия Firaxis по своему обычаю готовила дополнение, а фактически перелопатила всю игру. Сотрудники Blizzard поступили более консервативно: добавили в Diablo III новый класс некроманта и всё, что с ним связано. Зато авторы Dishonored 2 превзошли сами себя, выпустив самостоятельное DLC, которое местами смотрится выгоднее оригинала. Минус забота об уровне хаоса, плюс система контрактов, довольно продолжительный сюжет, знакомые герои и харизматичная женщина в главной роли — чем Death of the Outsider не победитель?
Лучшее переиздание
Никогда не помешает вспомнить классику. Особенно если речь про Okami — один из самых красивых консольных эксклюзивов, который только в 2017-м добрался до PC. Поклонники стратегий в реальном времени дождались ремастера StarCraft — здорово похорошевшей, полностью локализированной, но с прежним геймплеем. Странно, что в Blizzard не озадачились переделкой финальных роликов кампаний за людей, протоссов и зергов. Но первое место всё же достаётся Full Throttle Remastered — за сохранённую атмосферу, обновление звука и графики более чем двадцатилетней давности, ну, и за юмор, конечно («клиент с ножом всегда прав»).
Сюрприз года
Современного геймера сложно чем-то удивить. В конце концов, даже No Man’s Sky похорошела в 2017-м — именно тогда, когда всем на неё стало наплевать. Авторы SpellForce 3 неожиданно реанимировали классику, смешав визуальное качество с геймплейным олдскулом. Да и факт существования Hellblade: Senua’s Sacrifice — первой инди-игры с душой блокбастера — тоже вызывает удивление. Особенно если учесть, что разработка велась на гроши и маленьким коллективом, а Мелина Юргенс впервые испытала себя на актёрском поприще. Но чего точно никто не ждал, так это феноменального успеха PlayerUnknown’s Battlegrounds. Крепитесь, в 2018-м нас ждёт атака клонов.
Разочарование года
С этим тоже полный порядок — а могло ли быть иначе? Electronic Arts перезапустила всенародно любимый сериал Mass Effect так, что теперь с научно-фантастической вселенной впору прощаться. Ситуация вокруг Star Wars: Battlefront II ничем не лучше: посредственная одиночная кампания, лутбоксы, неловкие попытки выдать боль за удовольствие — пользователи Reddit тому свидетели. Нельзя не отметить и странное поведение Valve. Когда Half-Life 3, Гейб? Хотя самый резкий переход от ожиданий к разочарованию в 2017-м продемонстрировал релиз Destiny 2 на компьютерах. Кое в чём сиквел даже уступает первой части, хотя, по идее, всё должно быть наоборот. От чего там восторженно пищали консольщики? А ничего особенного, проходим мимо.
Лучшая игра года
Подведение итогов — занятие невероятно сложное даже в самые «спокойные» времена. 2017-й же оказался беспощадным: столько кандидатов на звание главного релиза года у нас, кажется, не было очень давно. Так что редакция очень долго рассуждала кому же вручить заветную награду. Напряжённой Resident Evil 7? Необычной и динамичной NieR: Automata? Или пойти на поводу трендов и признать PlayerUnknown’s Battlegrounds лучше из лучших? Но ни та, ни другая, ни третья не тронули нас настолько сильно, как это сделала Prey. Почему? Детище Arkane Studios гармонично сочетает в себе требующий смекалки геймплей, небанальный дизайн уровней и сюжет, достойный новеллизации. Здесь нет лутбоксов, никто не предлагает купить за сто рублей сиреневый скафандр с подсветкой, игра ощущается цельной и завершённой без малейшего DLC. Увы, жанр immersive sim переживает не лучшие времена — так запомним же его во всём великолепии.
Источник: 4PDA
Ряди "вінтажних" і "застарілих" пристроїв Apple поповнили одразу кілька гаджетів. Що ще відомо Нагадаємо, що…
Пам'ятаєте ті часи, коли телефони могли працювати кілька днів без підзарядки? Це було реально, особливо…
Компанія Xiaomi анонсувала вихід нової операційної системи HyperOS 2, яка буде заснована на Android 15.…
Бездротові технології продовжують розвиватися. Хоча організація IEEE ще не затвердила стандарт Wi-Fi 7, уже ведеться…
Здавалося б, південнокорейського гіганта Samsung Electronics вже довго переслідують невдачі, і котирування його акцій з…
Кілька днів тому в мережі з'явилася інформація, що Samsung проведе презентації серії Galaxy S25 вже…